Евгений Xaвтан. "Брак круче любого экстрима"

 
 
08 декабря, 2011

В конце года группа «Браво» выпустила долгожданный альбом «Мода». Обложка диска выполнена в стилистике 60-х, в свое время прославившей легендарный коллектив: черно-белый колорит, Одри Хепберн на культовом итальянском мотороллере Vespa как недосягаемая икона стиля. «Обожаю 50-60-е годы и все, что с ними связано… — комментирует Евгений Хавтан событие, которое поклонники да и сами музыканты ждали почти десять лет. — Просто люблю эту эстетику, и никуда от этого не деться. Почему — не знаю. Это классика, которая никогда не выйдет из моды, она будет все время возвращаться». Бессменный лидер «Браво» и сам как будто вне времени: молодой, подтянутый, он выглядит гораздо моложе своих лет, а между тем в этом году Евгению исполнилось 50 лет. Для многих юбилей — возможность напомнить о себе, засветиться в телевизоре, а то и получить звание. Хавтан не выносит подобную шумиху вокруг своей персоны, резонно заявляя, что все это ему совершенно не нужно. «Может, я такой счастливчик: у меня все есть, и присутствие близких—для меня главный подарок». Кто же эти люди, которые окружают и вдохновляют музыканта многие годы?

ДУБЛЕНКИ В ЖЕРТВУ МУЗЫКЕ

Евгений, родственникам просто угодить вам, например, с подарком?

Самые бестолковые вещи — это как раз презенты к юбилею, которыми ты все равно никогда не будешь пользоваться. Что я хочу, так это купить мотороллер и ездить на нем по своей деревне. Думаю сделать это в ближайшее время или действительно намекну родным и друзьям, чтобы они все скинулись к какому-нибудь празднику. Правда, могут ведь не ту модель купить, а я хочу Lambretta.

С этим ясно. Теперь давайте отмотаем назад и попробуем разобраться, почему делом вашей жизни стала музыка.

Мой дед был очень музыкальным. Мама хорошо поет, папа разбирался в классической музыке и вообще обладал отменным вкусом, что не могло не отобразиться и на мне, потому что в доме все время звучали пластинки. Да и потом в то время — середина 60-х — было принято собираться большими компаниями родственников, друзей и музицировать. В нашей квартире в Сокольниках стояло пианино (тогда оно было обязательным атрибутом почти в каждой семье, это потом уж не знали, как избавиться от инструмента), и тетя — родная сестра отца — прекрасно на нем играла. Поэтому я всегда с нетерпением ждал ее приезда. Особенно после того, как пошел в музыкальную школу. У меня были колонки, которые смастерил отец. Он хорошо разбирался в технике — чинил радио, телевизоры, делал усилители. Так вот в эти колонки я включал свою первую электрическую гитару, которую мне купили родители, и мы вместе с тетей «джемовали».

А дед чем занимался?

Он был замечательный портной. Все брюки и костюмы шил и подшивал мне исключительно он. От него-то мне передался еще один ген — любовь к хорошей стильной одежде. Ведь первые британские модники в Лондоне 60-х, например, были детьми портных, которые могли сшить хорошие костюмы по итальянским лекалам. При этом дед в качестве хобби неплохо играл на скрипке.

Почему вы выбрали гитару?

Это был модный инструмент, коим остается и по сей день. Скрипка отпала, когда я увидел, как мучаются некоторые мои друзья. А гитара мне сразу понравилась. И я пошел в музыкальную школу, причем в довольно-таки позднем возрасте. Был одним из самых старших учеников, потому как учился уже в седьмом классе. Но мне очень хотелось — это было осознанное желание. Я пошел, сдал экзамены и окончил, несмотря на то что пару раз намеревался даже бросить. Все гоняли на мотоциклах, стреляли из духовых ружей, а я перся с нотами и гитарой… Для меня это был героический поступок, потому что я не люблю себя заставлять. Но мне там нравилось, плюс у меня была замечательная учительница по музыке Светлана Анатольевна Светличная — очень красивая девушка. Куча парней стояла под ее окнами, пока мы занимались, провожали ее после уроков. Возможно, поэтому я не бросил музыку. Выучил заветные аккорды «Дома восходящего солнца» буквально за месяц.

Кстати, раз уж заговорили про слабый пол. Вы ведь рано женились?

Да, в 83-м, будучи студентом первого курса. Со свадьбой, кстати, связана одна любопытная история, о которой стоит упомянуть. Первая хорошая электрогитара у меня появилась как раз после свадьбы. Мы ее купили на те деньги, которые нам подарили родственники. Она мне действительно была нужна, и мы приняли с Мариной это решение. Но при условии, что я буду хорошо учиться в институте… Откуда меня благополучно отчислили через пару месяцев.

Евгений Хавтан

«О какой славе можно было мечтать, если музыка, которую мы играли, была, как нам казалось, никому не нужна? Мы не предполагали, что в дальнейшем станем играть концерты и продавать пластинки»

▪ Родился в Москве 16 октября 1961 года. ▪ Поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. ▪ В 1983 году попал в группу Гарика Сукачева «Постскриптум», после ее распада Хавтан создал «Браво». ▪ Жена Марина (по специальности инженер-экономист), дочь Полина.

За что?

Зато, что мы давали подпольные концерты. И, чтобы восстановиться, мне требовалась практика и рекомендательное письмо. Поэтому тесть — Борис Григорьевич — устроил меня на стройку. Но, похоже, судьба была против того, чтобы я стал инженером. Да и сам я с ужасом представлял такое будущее. А после того как на стройке, где я был ответственным за технику безопасности, сгорела бытовка, в которой хранились дубленки Внешпосылторга, меня уволили. Могли вообще посадить, потому что там дубленок этих было на какую-то колоссальную сумму. Потом я некоторое время проработал в конструкторском бюро, куда меня опять-таки взял тесть, надеясь, что из меня хоть что-нибудь да получится. В то время я ничего собой не представлял — просто студент, который даже не получает стипендию и живет у тещи с тестем. Единственное, что меня действительно тогда интересовало, — музыка.

Пилили?

Нет, никто не пилил. У меня замечательные родственники! Если бы все тести и тещи были такими, как у меня, то гораздо меньше распалось бы семей в первые три года совместной жизни. За все это время меня никто ни разу не упрекнул.

Марина разделяла ваше всепоглощающее увлечение музыкой?

Она мне не мешала, и это было самым важным. Как любая женщина, Марина хотела, чтобы была семья, чтобы я собой что-то представлял. Но что такое карьера музыканта, особенно в 70-80-е годы? Пьянство и беспорядочные связи — такое существовало клише. И хотя ко мне это никоим образом не относилось, мои родственники все равно думали, что меня ждет именно такая судьба. Смотрели с большим подозрением. Мечтать о профессиональной карьере было бы странно — кто бы нас взял! И в принципе, я не рвался в филармонию. Я не думал вообще о том, что хочу быть музыкантом. Мне хотелось просто играть на гитаре. А на что жить — я не представлял. Для меня этот вопрос был нерешенным. Я думал, что каким-то образом это само собой решится.

ЖЕНА ДЕКАБРИСТА

Марине льстило, что ее муж — рок-звезда?

Тогда я не был рок-звездой. Зато был подследственным — меня чуть не посадили. Это все та же история, из-за которой меня выгнали из института. Наш барабанщик Паша Кузин сделал билеты в ДК, где мы репетировали. Часть мы раздали друзьям, кто-то их начал продавать. Нас арестовали, стали выяснять, кто сделал билеты. А это частное предпринимательство — от трех до пяти лет. Сначала я беседовал со следователем ОБХСС, а потом в соседнем кабинете меня допрашивал представитель Лубянки. Нами занимался тот же следователь, который вел дело Алексея Романова из группы «Воскресение». Леша уже сидел в тюрьме, и та же судьба светила нам, поскольку мы фигурировали в организации того концерта… Благо обошлось. Поэтому, возможно, это ей и льстило, но приятного было мало.

По крайней мере, это ее не отпугнуло…

Да, она типичная жена декабриста, и мы уже вместе двадцать семь лет. Если бы не она, то, наверное, многие вещи в жизни произошли бы по-другому и моя карьера сложилась бы иначе. Спасибо Марине, она всегда понимала: я люблю музыку, и это невозможно изменить — все равно буду этим заниматься. Я, в принципе, очень упрямый и настырный и если чего-то хочу, то обязательно этого добьюсь. Любыми путями. Ее не отпугнуло и то, что тогда не было никаких заработков. Они начались значительно позже — в 86-м году. Как только я все-таки окончил институт и получил диплом, на следующий день уехал на гастроли. Вот тогда-то и начал зарабатывать, причем больше, чем мои родители. А Марина уволилась и больше не работала.

Рок-н-ролльный образ жизни вас не сильно коснулся? Лозунг Sex, drugs, rock-n-roll — не ваш девиз?

Как-то да, в основном это все мимо меня прошло. Я попробовал и сигареты, и алкоголь еще в классе седьмом. Потому что у меня были очень прогрессивные друзья. Мне не понравилось ни то ни другое, но это было модно. Когда поехали на первые гастроли, мы выпивали и курили траву—так было принято в 80-е. Но это никоим образом меня не вдохновляло и не впечатляло. Не мое. И конечно же, вокруг нас всегда куча девушек крутилась во всех городах. Но всем этим я пресытился в первые три-четыре года и стал думать о том, что делать дальше, когда вся эта круговерть закончится. Мы собирали огромные стадионы, давали по три-четыре концерта в каждом городе. Это была дикая проверка на прочность. Я приезжал домой, менял вещи и через два дня опять куда-то уезжал. Марина иногда ездила со мной. Но ей это быстро надоело.

«Я приезжал домой, менял вещи и через два дня опять куда-то уезжал»

То есть она была спокойна, мол, пускай муж едет, у него все равно одна музыка в голове?

Да нет, конечно! Какая женщина может быть спокойной в такой ситуации? Чушь! Она не была спокойна, и у нас случались разные истории за годы семейной жизни. Бывало всякое…

Если хочешь ездить на гастроли без жены— найди хорошего адвоката по бракоразводным процессам! Вот мой совет начинающим звездам.

А кто у вас первым сглаживает конфликты?

С каждым годом конфликтов в нашей семье все меньше и меньше. Не знаю, с чем это связано. А последние лет пятнадцать у нас их практически нет. Тем более из-за какой-нибудь ерунды.

То есть вы счастливый человек?

Не люблю это произносить вслух, но, наверное, так и есть.

Это правда, что в начале ваших отношений вам пришлось драться за нее?

Драться не пришлось — не успел, скорее, я просто получил. От своего институтского приятеля Сергея, который начистил мне физиономию. Марина была его девушкой, а стала моей женой. И я его хорошо понимаю, сам бы поступил точно так же.

Кстати, он сейчас работает техником в нашей группе. Жизнь — очень непредсказуемая штука. С кем ты из людей расстанешься и где потом встретишься — ни в одном романе не прочитаешь. Вот и здесь — через какое-то время мы вновь пересеклись, и я предложил ему работать у нас. Он очень квалифицированный и профессиональный работник, самый близкий мне человек на концерте, потому что отвечает за гитары.

То есть обиду на вас он не затаил?

Не знаю, может, когда-нибудь перестроит гитару специально — отомстит. Но пока нет симптомов. (Смеется.)

Кроме драк, еще подвиги приходилось совершать ради любви?

Самый большой подвиг и самый экстремальный поступок — это женитьба. Когда ты прыгаешь со скалы в воду, ты примерно оцениваешь шансы разбиться или выжить. По крайней мере, все риски ты знаешь. А когда ты женишься, ты не представляешь, что ждет тебя через год. Лотерея! И это покруче любого экстрима, потому что это твоя дальнейшая жизнь.

СТРОГИЙ КРИТИК

Вы прислушиваетесь к мнению жены?

Да, она одна из немногих, чье мнение мне важно. Это касается всего, в том числе и музыки, потому что она постоянно находится рядом и слышит все песни. Мы репетируем в гараже в моем загородном доме, где я обустроил студию. Так что все слышно. И Марина — единственный человек, который может в открытую мне сказать, что ей какая-то композиция не нравится. В принципе, меня это иногда обижает, но я смирился. Плюс благодаря тому, что она долгое время находится со мной, слушает много музыки, жена научилась хорошо в ней разбираться. В общем, приобрела профессию звукорежиссера за годы семейной жизни.

Так, и если песня ей не нравится?

Ну что… я переживаю страшно, но все равно ставлю в альбом, потому что она уже сделана. Я считаю это нормальным: ну кто еще тебе скажет? Либо ты прочитаешь это в Интернете, где ты не видишь лица собеседника и не дотянешься до него кулаком, либо узнаешь от близкого человека. (Смеется.) Потому что я же на нее не затаю обиды, если она скажет плохо.

Слово в слово

▪ «У меня дома более 25 гитар. Но самая для меня дорогая и любимая — первая классическая гитара, купленная родителями. На ней учился играть…» ▪ «Я люблю хорошо одеваться. Но сейчас группу часто обвиняют в том, что выглядим слишком правильно. Теперь музыкант должен выйти в футболке, джинсах и кроссовках». ▪ «Женщина в группе — то же самое, что женщина на корабле». ▪ «Худсоветы остались. Просто теперь они называются форматом, усредняющим все».

Вы женились, будучи студентом, но у вас поздний ребенок…

Относительно да. Всему свое время. Дело в том, что с 86-го по 90-е меня просто невозможно было застать дома. Это были сплошные гастроли. А гастроли в те годы — это жуткий дискомфорт. Мне это безумно, кстати, нравилось, но это отнимало очень много времени и нервных клеток.

НА КОНЦЕРТ ЗА БУТЕРБРОДЫ

Чем занимается ваша дочь? Она пошла по вашим стопам?

Полина — студентка первого курса ВГИКа, факультета киноведения, будет журналисткой-кинокритиком. Она долго занималась гитарой и делала неплохие успехи. У нее очень хорошие музыкальные данные, но она сказала: «Это не мое, мне неинтересно». А потом вдруг заявила, что ей нравится кино. Она отлично в нем разбирается, очень много пересмотрела. Из того, что Полина притаскивала смотреть, когда готовилась к вступительным экзаменам (порядка 100 фильмов), я тоже многое увидел. То есть для меня это было весьма полезно.

Вы хотите, чтобы она жила и работала дома, в России?

Сердцем я хочу, чтобы она жила здесь, а умом понимаю, что, может, там и лучше. Впрочем, некоторое время назад мы отправляли ее в Лондон, где она училась на курсах языка. Но ей там не понравилось. У нее здесь друзья. Это ее мнение, и я его уважаю. Так же как с выбором вуза. И заталкивать своего ребенка насильно куда-нибудь в Швейцарию или Англию не буду.

Полина ходит на ваши концерты?

Достаточно часто. Как-то на «Нашествии» были и чуть в грязи не утонули. Когда она в школе училась, ей нравилось притаскивать с собой полкласса. Чтобы всей гурьбой сидеть в моей гримерной и трескать фрукты с бутербродами.

Вы переехали за город, потому что там можно репетировать?

Да, это основная причина. Мы долго не могли закончить пластинку, так как скитались по разным базам. Поездки по Москве на репетиции занимали кучу времени, и я понимал, что таким образом мы вряд ли что-то сделаем. И только переезд за город дал возможность сосредоточиться и начать что-то делать. Но есть и вторая причина. Я коренной москвич, но устал от этого города. Это уже не та Москва, которую я люблю. Это совершенно чужой мне город. Эта безумная застройка, которая убила Москву, бестолковые развязки, светофоры и так далее…

Насколько хорошо себя чувствуете в качестве сельского жителя?

Отлично! Мне очень нравится. Правда, я не люблю копаться в земле, хотя у нас есть огород и там даже что-то растет. Какие-то красивые цветы — но это заслуга Марины. Я наблюдатель: мне нравится выйти на крыльцо и посмотреть, но не более того. А потом за городом можно ездить на велосипеде. Я всегда об этом мечтал, но в Москве это нереально: куча машин, которые неизвестно откуда могут выскочить в следующий миг. Ужасно устаю от вождения, дорог, и велосипед — это шикарное средство релаксации. Иногда мы вместе с дочерью катаемся.

«Дочь занималась гитарой и делала успехи. А потом сказала: не интересно»

Сами гвоздь забить можете?

Могу. И лампочку вкрутить тоже. Но вот переставить унитаз, как наш барабанщик, все-таки нет. (Смеется.) У Паши Кузина — золотые руки. Когда он заявил: «Я переставил у себя дома унитаз на двадцать сантиметров», вся группа посмотрела на него с дикой завистью и ненавистью, потому что никто не сможет это повторить. Как правило, музыканты безалаберные в плане работ по дому. Я отношусь к их числу. Просто каждый должен заниматься своим делом, может, тогда у нас меньше проблем в стране будет.

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ СОЛИСТЫ

Хавтан и ударник «Постскриптума» Павел Кузин решили создать свой коллектив. В него вошли саксофонист Александр Степаненко, басист Андрей Конусов и вокалистка Ивонна Андерс (Жанна Агузарова). Подруга последней, кстати, и придумала название для группы — «Браво». Вспоминая те времена, Евгений признается, что с эпатажной и непредсказуемой Жанной было непросто, но это были лучшие годы коллектива. «Мы с ней находили компромиссы путем обмана и подлога», — смеясь, признается он.

Валерий Сюткин провел в «Браво» пять лет, с 1990-го по 1995-й. Именно здесь сформировался его собственный, оригинальный стиль, в котором он с успехом работает сольно по сей день.

Кирилл Сидоров, ИМЕНА декабрь 2011
http://restnames.ru/20.html#respond

 
 
 
 
Задать вопрос
RUS | ENG